Конкуренция в развитии социума, экономики и бизнеса

Если мы рассмотрим поведение людей в современном обществе, а также уделим внимание истории развития цивилизаций, можно прийти к неопровержимому утверждению о конкуренции как неотъемлемому качеству человеческой природы, где можно отрицать даже саму способность человека действовать исключительно альтруистически без конкурентной мотивации. Альфе Кон (Alfie Kohn) пишет, что «даже мысли о возможности игры без конкуренции не может возникнуть у того, кто верит, что конкуренция является двигателем нашей природы».

Конкуренция vs. Кооперация

Существует много мнений и аргументов в пользу доминации или важности конкуренции, как феномена человеческой природы и основы эволюции социума. Данные утверждения вполне понятны, и подтверждение им можно увидеть в каждом аспекте человеческих стремлений и взаимодействий. Но в данной статье мы рассмотрим обратную сторону столь явно выраженной человеческой натуры, источника прогресса человеческой цивилизации…

Альфе Кон, автор книги «Нет конкуренции», предлагает два утверждения в ответ на заявление, что конкуренция является неизбежной чертой человеческой природы: (1) кооперация, по крайней мере, на столько же интегрирована в человеческую жизнь, как и конкуренция, (2) конкуренция является выученным феноменом (взятым извне). Он продолжает, что если мы обобщить значение выражения «удовлетворение нужд», мы можем прийти к провокационному утверждению, что «конкуренция существует не потому, что она является частью нашей природы, но из-за экономических или психологических дефектов, которые, в принципе, излечимы».

В подтверждение этому утверждению академические психологи Давид и Роге Джонсоны (David and Roger Johnson) утверждают, что «большинство человеческих взаимодействий в различных обществах являются не конкурентными, а скорее кооперационными». Такого же мнения придерживается Эшли Монтегю (Ashley Montagu), который утверждает, что «без кооперации не может выжить современное общество». Но данные утверждения также не исключают присутствия конкурентных аспектов, лишь говорят о важности кооперации, доказывая необходимость её присутствия как неотъемлемого компонента здорового общества.

Конкуренция и природный отбор

Начало анализа природы феномена конкуренции будет логичным с рассмотрения идеи «природного отбора», которая является основой одного из великого концептуального продвижения в истории человеческой мысли. Эта теория говорит о том, что «чем более приспособленный вид к среде обитания – и, особенно, к изменениям в этой среде – тем существует большая вероятность того, что этот вид будет существовать в будущем». В течение многих лет некоторые биологи и этнологи поддерживали распространенное мнение, что процесс природного отбора эквивалентен конкуренции. Как сказал Стефан Джей Гулд (Stephen Jay Gould), «приравнивание понятия конкуренции к успеху в природном отборе является просто социальным предрассудком. Успех выживания может быть обеспечен различными стратегиями, включая производство большего количества потомства, мутуализм и симбиоз, которые можно назвать кооперационными процессами. Не существует приоритетного ударения в основном определении теории природного отбора на конкурентном или на кооперативном поведении видов ради выживания».

Позиция Гулда в том, что нет ничего такого в процессе эволюции, что требовало бы присутствия конкуренции. И в самом деле, Дарвин чётко говорит о том, что он использовал термин «борьба за существование» в «широком и метафорическом смысле, включая зависимость одного вида от другого». И что мы обнаруживаем на практике? Действительно, природный отбор обычно происходит без явной борьбы, о чём свидетельствуют масса документальных материалов.

Конкуренция и экономика

Современные исследования в экономике показали значимую корреляцию между конкуренцией в рассматриваемой культуре и наличием резко очерченных "имею" и "не имею" социальных групп. В то же время, на любом основании с экономической точки зрения конкуренция может быть защищена; в то время как справедливость (равенство) просто не является одним из характеристик конкуренции. Таким образом, «мы должны рассматривать и исправлять именно неправильную стратегию, которая используется для решения неравномерного распределения товаров (ресурсов), что является наиболее важной экономической дилеммой». Конкуренция, как психологический фактор, выходит за рамки влияния экономической стратегии перераспределения ресурсов.

Когда экономисты говорят о «нехватке» (ограниченности) ресурсов, то они обычно не используют это слово для того, чтобы сказать, что товар в дефиците. Их техническое использование этого термина означает: (1) факт того, что выбор одного товара предполагает отказ от шанса иметь другой, или (2) предполагаемая невозможность людей удовлетвориться тем, что у них уже есть.

  1. Использование термина «ограниченный» ресурс как таковой, ради обладания которым потребитель готов отдать что-то другое. «Нехватка», таким образом, относится к взаимоисключающим условиям между товарами. В некотором смысле, это может быть полезным способом смотреть на мир, но это ничего не говорит нам об абсолютном статусе определённого товара. Здесь экономическая модель предлагается таким образом, что все определяемые товары будут всегда «ограниченными» (в русском языке часто употребляется слово «дефицитный», но в таком случае существует большая вероятность неправильного восприятия значения этого термина). «Ограниченный» в таком случае означает, что доступность каждого товара оценивается относительно другого товара. По определению, ни одна экономическая система не может исправить такое положение вещей, поэтому конкуренция является не более действенным способом управления «нехваткой» (ресурсов), чем любой иной инструмент или метод.
  2. Второе определение опирается на экономическую теорию весьма сомнительного предположения (но редко подвергается сомнению) о "человеческой природе". Оно основывается на убеждении о том, что мы всегда хотим чего-то больше, чем мы уже обладаем или больше, чем обладает человек с большим достатком. Можно также предположить, что ненасытность и зависть отражают культурные нравы и психологический феномен, заставляя людей конкурировать в обладании большим материальным благом. Тем не менее, постоянная жажда человека обладать большим материальным благом включена в основу экономической теории. Как говорит Пол Вахтель (Paul Wachtel): «Наша одержимость роста является выражением культурного и психологического феномена, отражающего современный социальный строй и придает смысл нашей жизни... что уже теряет ценность».

Используя предложенные определения, можно сказать, что «нехватка» является сферой психологического состояния (восприятия) нежели объективным фактом. То, что обычно используется для оправдания конкуренции, на самом деле является продуктом конкуренции. В частности, существуют дискуссии о том, что сам капитализм производит «нехватку» (ресурсов).

Рассматривая конкуренцию относительно продуктивности, можно упомянуть Роберта Хелмкеха (Robert Helmreich), который утверждает, что конкуренция уменьшает производительность, а Маргарет Мид (Margaret Mead) в своих межнациональных исследованиях приводит заключение, что кооперация более эффективна в максимизации продуктивности, чем конкуренция.

Конкуренция и бизнес

Самое простое определение конкуренции выглядит так: конкуренция – это соревнование между участниками отрасли, которые представляют услугу или товар в одном сегменте. Конкуренция стимулирует развитие бизнеса в качественном и количественном выражениях. Вначале обычно конкурент воспринимается как враг, против которого выстраивается соответствующая стратегия. Новый игрок всегда хочет завоевать или отвоевать свою долю, и его действия можно зачастую назвать агрессивными за исключением некоторых случаев, когда требуется только присутствие в определённой отрасли (индустрии).

Каждый бизнес или отрасль, в которой оперирует бизнес, имеет свои циклы развития или так называемые «жизненные циклы». Рассматривая жизненный цикл определённой отрасли, необходимо помнить, что «жизненный цикл» - это концепция, а не план развития. Периоды жизненных циклов отличаются в различных отраслях и непредсказуемы по своей природе. Острота конкуренции ощущается на ранних этапах развития отрасли, как показано на рисунке. Когда отрасль переходит в цикл зрелости, игроки начинают ощущать, что они все находятся в одной лодке, и кооперация по некоторым вопросам может принести больше выгод, нежели конкуренция. К таким вопросам, например, относится ценообразование, где кооперация позволяет сохранить, а в некоторых случаях и повысить маржу прибыльности.




В соревновательном духе зачастую отсутствует созидательная мудрость, и только зрелость позволяет бизнес игрокам быть более рассудительными и чувствительными друг к другу и позволяет распознать новые возможности получения выгод или разработать совместную стратегию выживания. Таким образом, мы можем наблюдать, что в различные периоды жизненного цикла выгоды от кооперации между «конкурентами» преобладают над выгодами, исходящими от попыток обретения преобладая или увеличения преобладания в той или иной плоскости бизнеса над другими игроками.

Причинами объединения игроков одной отрасли (конкурентов, по сути) в основном являются следующие: (1) выживание, (2) сопротивление внешней деструктивной силе и для (3) обретения конкурентного преимущества над определённым игроком или группой игроков. Если мы рассмотрим каждую из этих причин объединения, мы увидим, что они включают чисто прагматичный расчет, а стало быть, такие объединения скорей всего разваляться как только игроки станут ощущать, что выгоды от использования шанса доминировать или увеличить доминацию на рынке преобладают над выгодами от сотрудничества.

Другими словами зачастую кооперация является вынужденной и прекратит своё существование, как только цели объединения будут достигнуты. Когда пропадает причина для продолжения кооперации, игроки начинают делить плоды кооперации, переходя в состояние конкуренции. Единственное, что может удерживать игроков в состоянии сотрудничества – это ожидания, что обстоятельства, приведшие к объединению, могут повториться в будущем. Таким образом, простой расчёт выгод и рисков заставляет участника рынка удерживаться от конкурентных действий.

Заключение

За счёт новых технологий наш мир становится меньше, и мы все начинаем себя ощущать жителями одной глобальной деревни. Такая трансформация экономического общества и его коммуникаций вынуждает человечество прийти к переосознанию ценностей и переосмыслению феномена конкуренции и его проявлений, как в социальных, так и в деловых взаимоотношениях. В расчёт выгод и рисков от сотрудничества включается всё больше факторов, важность которых не была ощутима ранее, а игроки рынка обретают большую способность подвергать свои амбиции конструктивной критике и объективной оценке, убеждаясь в деструктивном характере конкурентных действий.

Сегодня практически все игроки различных отраслей экономики научились использовать инструменты бенчмаркинга и адаптировать лучшую практику в своей деятельности. Конкуренция «на опережение», которая заключается в представлении рынку новых продуктов, становится всё менее возможной. Конкуренты всё быстрее могут копировать не только продукты, но и способы их дистрибуции. Создать и сохранить уникальный продукт или маркетинговую практику в будущем будет практически невозможно. Поэтому внешнее проявление конкуренции трансформируется в более мягкую форму, где уже нет ценности в жёстких конкурентных действиях. В развитых экономиках уже сейчас мы можем наблюдать переход от враждебности к толерантности, от конкуренции к партнёрству, не только на стадии зрелости, но уже и на ранних этапах развития отрасли и вхождения в рынок.

В будущем, конкуренция будет всё больше менять свою форму и постепенно переходить в плоскость организационного самосовершенствования, ценными факторами которого являются: организационные и технологические инновации, улучшение цепочек создания ценности и управленческие решения.

Также читать о внутренних факторах развития организации и SC Внутренних Системах Управления

Комментарии

Без изменения человеческого восприятия ценностей, кооперация – это вынужденное действие и временное явление. В свою очередь, конкуренция возникает из-за ощущения того, что мы должны бороться за доступ к ограниченным ресурсам, так как видим в этих ресурсах единственный источник блага человеческого общества. Ключевыми здесь являются слова «доступ» и «ресурсы», которые всегда в нашем восприятии являются «ограниченными», – и доступ ограниченный, и сами ресурсы ограничены. Доступ – это привилегия, а ресурсы – это источник блага. Способность доминировать над другими предоставляет привилегию доступа к ресурсам.

Только время и опыт дают нам мудрость осознать, что «ресурсы» – это далеко не единственный источник человеческого блага, а только является таковым из-за ограниченности нашего восприятия. Мы должны приложить много усилий, чтобы, по крайней мере, расширить перечень компонентов, которые входят в определение «ресурсы», или полностью отказаться от него ради выхода из перманентного ощущения кризиса и достижения будущего прогресса.

Ощущение недостатка – это самая важная часть Великого Замысла; и каждый решает сам, каким способом заполнить «зияющую пустоту в своём сердце», – через конкуренцию, или через кооперацию. Но один путь, в конечном счёте, исключает второй. Может в этом и состоит свобода нашего выбора?

Автор статьи:

Эдуард Сёмин