Сбалансированная система показателей эффективности (ССПЭ)

В 1992 году, статья Роберта Каплана и Дэвида Нортона «The Balanced Scorecard – Measures that Drive Performance» в Harvard Business Review привлекла много внимания к предлагаемому методу фокусирования усилий организаций и заложила основу бизнес бестселлера «The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action», опубликованного в 1996 году.

Метод сбалансированной системы показателей эффективности (Balanced Scorecard) является стратегическим подходом и системой управления эффективностью, которая позволяет организации привести в действие видение и стратегию компании в 4 аспектах создания ценности («перспективах» или «точек зрения»):

1. Финансовый аспект

2. Клиентский аспект

3. Аспект внутренних бизнес процессов

4. Аспект организации и сотрудников




Метод сбалансированной системы показателей эффективности позволяет контролировать текущую эффективность организации относительно указанных аспектов. Главный фактор в улучшении эффективности заключается в создании и использовании измерений эффективности или показателей. Измерения эффективности или показатели – это измеряемые параметры продаж продуктов, сервисных услуг, организации внутренних бизнес процессов, которые компания использует для отслеживания и улучшения эффективности своей деятельности. Такие измерения должны быть отображены наилучшим образом и являться объективным индикатором результативности. Всесторонняя совокупность измерений или показателей должна представлять чёткую основу для привидения в соответствие всех операций со стратегическими целями организации. Посредством анализа получаемых данных от мониторинга деятельности, сами показатели могут быть оценены и изменены для того, чтобы улучшить процесс достижения стратегических целей. Данный метод также нацелен на обработку информации относительно будущих перспектив деятельности организации.

Преимущества метода

  • Концентрация усилий организации на нескольких ключевых параметрах для достижения результата
  • Интеграция различных корпоративных сфер деятельности в одну сбалансированную систему
  • Упрощение администрирования бизнес задач организации через управление более мелкими детализированными показателями эффективности

Недостатки

  • Необходимо периодически пересматривать все используемые показатели
  • Авторы методики признают, что организация оценивает то, что измеряет и не может оценивать то, чего не измеряет, поэтому призывают к более сбалансированной совокупности измерений. Существует вероятность игнорирования важного фактора эффективности – сотрудники компании могут проигнорировать что-то важное, что не зафиксировано в системе

Развитие системы

В 2002 году, Кобболд и Лаури начали классифицировать дизайны сбалансированных систем показателей эффективности (ССПЭ), основываясь на методе использования их в различных организациях. В своих работах они описывают, как ССПЭ можно использовать для того, чтобы поддержать такие управленческие инициативы, как управленческий контроль и стратегический контроль. Кобболд и Лаури утверждают, что из-за разниц в требованиях к измерениям эффективности, существует потребность использовать различные подходы и типы дизайнов ССПЭ. В 2002 году Кобболд и Лаури также рассмотрели развитие ССПЭ в формате использования Strategy Maps (преобразованная концепция Роберта Каплана и Дэвида Нортона относительно ССПЭ), как стратегический инструмент менеджмента. На данный момент признано существование 3-х поколений ССПЭ.