Кризис - порыв перемен, приносящий возможности

«Если бизнес – это парусная яхта, движимая потоками ветра перемен, то паруса этой яхты должны быть готовы к резким порывам такого ветра». Успех бизнеса зависит от его способности адаптироваться к постоянно происходящим переменам. Перемены являются неизменной характеристикой бизнес среды, в которой оперирует и борется за своё место любой бизнес. Причинами, вызывающими перемены в среде бизнеса, могут быть многие факторы обусловленные изменениями во многих индустриях, начиная с высоких технологий и заканчивая добычей и производством энергоресурсов, которые, в конечном итоге, повлияют на доходы или приведут к изменениям в затратах Вашего бизнеса. Такие волны преобразований любой из индустрий – особенно финансовой – как цунами, способны не только повлиять, но и преобразить бизнес среду развивающихся экономик, тщетно пытающихся найти себе опору и стабильность. В данном релизе мы поговорим не о причинах, вызывающих обострение последствий кризиса в развивающихся экономиках, а о стратегических возможностях, которые Вам помогут найти стабильность в уже изменившихся условиях бизнес среды в кризисный период.

  1. Сопротивление изменениям
  2. В период цикла экономического развития и корпоративного процветания, произвести структурные изменения или улучшить бизнес процессы может оказаться неосуществимой инициативой. Причиной тому является рефлекторное и оправданное сопротивление персонала компании. Когда график работы налажен, должностные обязанности определены, цели понятны и все приоритеты расставлены довольно сложно в этом состоянии нести дополнительную нагрузку обучения, организационных перемен, общаться с аудиторами и консультантами. Другое дело период экономической рецессии или финансового кризиса, - время адаптации и пересмотра всех бизнес процессов. В период кризиса рабочий персонал, в связи с изменившимся уровнем уверенности в будущих доходах и карьерных ожиданий, более склонен к структурным изменениям внутри компании. Люди осознают и принимают необходимость пересмотра стратегии бизнеса и тактике маркетингового поведения компании на рынке, и готовы поступиться некогда защищаемой позицией сформированного неприкосновенного специалиста. Подогретый кризисом и расплавленный психологическим напряжением коллектив Вашей компании в период кризиса готов практически к любым деформациям, перетеканиям и адаптациям, необходимым для сохранения и оптимизации работы Вашего бизнеса.
  3. За пределами ограничений
  4. В период прогресса экономики, существует ряд ограничений, которые ставят бизнес в определённые рамки и уменьшают возможности его роста. Первое ограничение мы уже упоминали в первом разделе – это возможность бизнеса изменяться. Второе ограничение – это конкуренция на рынке и угроза появления новых конкурентов. Также существование продуктов-заменителей создаёт постоянное давление на цену и количество собственной реализуемой продукции. Если посмотреть вглубь рынка и разобраться в его структуре, то мы увидим, что существуют преференции потребителей, которые предопределяют сегменты рынка и, таким образом, также ограничивают действия бизнесов (подробнее). Во времена кризиса, такие ограничения поддаются серьёзным изменениям, предоставляя возможности бизнесам занять стратегически важное место на будущем обновлённом рынке: увеличить долю рынка, усилить своё конкурентное преимущество, войти в новые сегменты рынка. Понимание ограничивающих факторов бизнеса в докризисный период, могут предоставить возможность владельцам или руководству бизнеса увидеть и воспользоваться возможностями, которые принёс с собой кризис.
  5. Изменения в законах, регулирующих бизнес
  6. Многие индустрии в развивающихся странах регулируются законодательством. Регулятивные законы создают правила игры на рынке и обуславливают существование многих бизнесов. Такие законы могут определять юридическую форму бизнесов, рынки, на которых могут оперировать бизнесы, виды продуктов и услуг, которые могут быть предложены рынку, долю, которую может занимать бизнес, и прочее. Во время кризиса, регулятивные ограничения могут меняться, создавая новые возможности для бизнеса, и руководству бизнеса необходимо внимательно следить за происходящими изменениями в законодательной сфере. В развитых странах, регулятивные законы меняются в более благоприятную для бизнеса сторону – многие ограничения ослабляются или вовсе отменяются. Такая политика позволяет поддержать экономику страны в кризисный период.
  7. Барьеры входа на рынок
  8. Чем больше компания и чем больше она занимает места на рынке, тем сложнее ей удержать свои позиции во время кризиса. Лидеры рынка, в основном, ориентируются на большие сегменты рынка там, где целевой аудиторией являются потребители с достатком ниже среднего и которое болезненней всего переживают период кризиса, что отражается на их покупательной способности. Даже предвидя приближающийся порыв перемен, лидеры рынка не способны застраховать себя от таких угроз как снижение объёмов продаж, например, которое повлияет на способность компании выплачивать свои долги и повлечёт за собой цепочку негативных последствий. Такие последствия обычно в себя включают: потерю доверия кредиторов, повышение стоимости заимствования кредитных средств, понижение объёмов краткосрочного и долгосрочного кредитования, и так далее. В силу того, что в цепочке бизнес процессов, скорей всего, участвуют другие операторы, которые тоже находятся под воздействием кризисных факторов, существует большая вероятность сбоев в налаженных бизнес процессах – например, сбои в поставках или транспортировке продукции. Теряя свои позиции, лидеры рынка дают возможность входа на рынок новым игрокам.
  9. Возможность роста
  10. Во времена перемен, все участники бизнеса ожидают и готовы к изменениям: потребители, кредиторы, рабочий персонал. Кризис приносит возможность для руководителя бизнеса, будь то наёмный работник или владелец, проявить все свои бизнес способности. Кризис – время для отважных действий, которые могут принести существенные плоды в будущем, как в форме дивидендов, так и в форме высокой репутации в бизнес сфере. Анализ последствий пережитых кризисов развитых стран показывает, что в этот период у бизнесов появляется возможность переоценить управленческие подходы, привлечь более талантливый персонал, изменить бизнес культуру и приблизиться к лучшей практике в отрасли. Компании, которые во время кризиса, оказались способными произвести организационные реформы, после кризиса оказались в лучшем положении для занятия лидирующих позиций на рынке.
  11. Учащённый ритм
  12. Во время кризиса всё происходит быстрее. То, что раньше можно было отложить на потом, в кризисный период требует немедленного решения. Поиск новых возможностей не достаточен – необходимы также эффективные операционные действия. Если раньше можно было подождать месяц с оплатой, например, то во время кризиса, каждый день имеет значение. Кризисная бизнес среда может сурово наказать неповоротливые бизнесы, и предложить новые возможности более гибким. Быстрые действия, однако, часто означают принятие на себя высоких рисков неопределённости. Это связанно с необходимостью идти туда, где ещё никто не был и делать то, в чём не так уж много опыта. Тем не менее, принятие дополнительных рисков повышенной неопределённости подразумевает возможность получения высоких прибылей в будущем.
  13. Что значит победа
Помните, если Ваш бизнес смог выжить в период кризиса – он смог не только продержаться, а он также смог адаптироваться к новой бизнес среде. Так как бизнес определяет его способность сохранять своё конкурентное преимущество в существующей бизнес среде, то в новой бизнес среде ему необходимо «новое» модифицированное конкурентное преимущество; и раз бизнес существует после кризиса – значит, он является тоже новым и модифицированным. Опыт, который приобрел менеджер или команда управляющая бизнесом, является неоценимым. Бизнес стал гораздо сильнее, доказал свою способность генерировать денежные потоки в долгой перспективе и увеличил уровень своей капитализации. Также читайте о способах увеличения денежных потоков, которые являются актуальными особенно в период кризиса.

Автор статьи:

Эдуард Сёмин