Влияние внешних факторов на развитие бизнеса

Внешняя деловая среда является очень важным фактором для развития бизнеса. Но является ли это единственным фактором, который заставляет делать усилия или опустить руки и ждать лучших времён?

Многие бизнесы активизируются только согласно принципу «все бегут, и я бегу», как говориться в старой песне Валерия Леонтьева, а в периоды стагнации практически останавливают свою операционную деятельность. Рост доходов бизнеса в период бурного экономического развития может вовсе не говорить о его состоятельности, как стабильной организации, обладающей ценными компетенциями и конкурентными преимущества: «в торнадо и индюшка может летать». О многом говорит то, чем компания занимается в период экономической рецессии – сокращает затраты и «подкачивает мышцы» …

В период рецессии, вызванной как макроэкономическими факторами, так и зрелостью жизненного цикла отрасли, необходимо увидеть, что внешние факторы имеют разную степень влияния на внутренние факторы развития организации. Существует ряд категорий деятельности организации, которые подвержены незначительной степени влияния внешних факторов, но которые активно формируют ключевые компетенции и поддерживают конкурентные преимущества бизнеса.

В силу того, что за каждым бизнесом стоят люди, влияние внешних неблагоприятных условий является больше психологическим, нежели структурным фактором для определённых категорий деятельности. Каждый руководитель в периоды экономического кризиса, и прочих негативно влияющих внешних сил, должен прийти к осознанию такой связи, а вернее её отсутствии, занять лидерскую позицию и внедрять организационные инновации для подготовки своей организации к будущим достижениям. Кто сможет отделить свои эмоции от деловой перцепции и сфокусировать свои действия в дисциплинированных и систематических усилиях по усовершенствованию своей компании, тот в будущем сможет занять устойчивую позицию в своей отрасли.



Из графика видно, что если внешние факторы характеризуются высоким уровнем неопределённости, или имеют другие негативные свойства или силы, которые уменьшают привлекательность отрасти, чрезмерно воздействуя на маржу прибыльности, - то это максимально негативным образом отражается на возможностях планирования бизнеса. Также решения о капитальных затратах и инвестициях будут приниматься в пользу других, более привлекательных индустрий.

Существенным, но менее критичным по сравнению с возможностями планирования и управлением капиталом, воздействиям внешних факторов подвержены маркетинговая стратегия и финансовое управление бизнеса, которые должны быть направлены на курс адаптации и поиска новых возможностей внутри отрасли. В этой категории проявляется ценность обладания интегрированными знаниями, которые должны быть использованы для оценки бизнес среды, развития новых продуктов, способов дистрибуции, открытия новых рынков или ниш внутри рынков, а также способов финансирования новых проектов или текущей операционной деятельности бизнеса.

Наименьшей степени влияния внешних факторов подвержены следующие категории организации бизнеса: (1) лидерство и персонал, (2) бизнес процессы, (3) управленческие инструменты. Данная категория внутренних факторов бизнеса постоянно нуждается в применении знаний и навыков для создания ключевых компетенция и конкурентных преимуществ бизнеса с целью поддержания лидирующих позиций в отрасли. Ценность интегрированных знаний, включающих в себя также понимание внешней бизнес среды, является здесь самой высокой, и служит основой для реализации планов действий и достижения максимальных эффективностей.


Автор статьи:

Эдуард Сёмин