Лидерство и конкурентная среда внутри организаций
С развитием рыночных отношений и обретением понимания сильных сторон феномена конкуренции, руководители бизнесов развивающихся экономик стали активно применять конкурентные принципы при создании рабочей среды внутри своих организаций.
Конкуренция является важным условием для создания мотивации, а также для отбора и вознаграждения сильнейших сотрудников. Практика взращивания конкуренции внутри организации часто заимствована из практик западных компаний. В американских корпорациях, например, большинство управленцев верят, что конкуренция в целом является основой экономического прогресса, а также создаёт благоприятные условия для развития персонала внутри компаний.
В западной цивилизации конкуренция является фундаментом не только экономического, но и социального развития. Использование конкуренции как основного драйвера развития является отражением культурного акцента на индивидуализме, который воспитывается с раннего возраста, а также философии Дарвина, называющей «выживание сильнейших» природным процессом.
Западная культура и бизнес мышление, которые вследствие копирования стали основой социума Украины, основаны на принципах конкурентной среды, где все блага получает сильнейший. Вера в конкуренцию, как основу человеческого развития, настолько укоренилась в восприятии реальности, что автоматически служит фундаментом для формирования принципов организации общества и управления поведением людей. Как следствие, в бизнес среде управленцы разными способами прибегают к созданию конкурентных условий, где «выиграть» может только один сотрудник, группа или подразделение. Но является ли конкуренция всегда продуктивной, или в некоторых случаях конкуренция деструктивна?
Мифы и реальность внутренней конкуренции
Не смотря на то, что существует убеждение, что конкуренция «взращивает лучшее в нас», - успех не всегда определяется конкуренцией:
- В большинстве случаев успех организации определяет результатом коллективных усилий, который достигается благодаря противоположным конкуренции принципам.
- Достижение поставленных целей возможно без необходимости создания конкурентных условий.
- Во многих случаях сотрудники организации способны совершить экстра усилия, чтобы оправдать ожидания своего лидера, что также исключает необходимость наличия конкуренции.
В организациях, достижение доминации над другими в определённой конкурентной среде с установленными «правилами игры» может являться только упражнением, и не должно оцениваться как абсолютный успех. Конкуренция – это природная внешняя рыночная сила, но она не является таковой для внутренней организации компании. Уровень конкуренции между сотрудниками организации создаётся и регулируется менеджментом бизнеса – т.е. для внутренней среды бизнеса это искусственно создаваемая переменная сила. Догадываются сотрудники или нет – конкурентная среда внутри организации почти всегда является результатом задумки управленцев компании.
Причинами создания и поддержания конкурентной среды лидерами внутри организаций могут в основном являются: контроль, воспитание, вид деятельности и образование. Контроль: наличие конкуренции среди сотрудников организации может предоставлять возможность управленцам получать необходимую и полную информацию о деятельности сотрудников или их бездействия – в основном используется в менеджменте, основанном на страхе различных дисциплинарных наказаний. Воспитание: практикующий лидер рос и воспитывался в среде ценностей индивидуализма и достижения доминации над другими. Вид деятельности: наличие конкуренции является основным мотивационным фактором, где участники целенаправленно выбирают участие в такой деятельности. Образование: амбиции и лидерские способности были развиты через выигрыши в конкурсах и соревнованиях на разных этапах своей жизни, начиная со школьной скамьи и заканчивая победой в конкурсе на должность в компании.
Традиционная модель лидерства основана на конкурентной динамике, которая выделяет победителей соревнований, где выигрывает только один, а остальные становятся «лузерами». Во многих бизнес структурах продвижение по карьерной лестнице требует побед в постоянном соревновании со своими коллегами, и во многих случаях хороши практически любые средства: от хитрости до коварства, потому как качество и количество проделанной работы, а также её результаты в жизни далеко не всегда являются основанием для продвижения.
Большинство профессиональных управленцев в бизнес среде, которые имеют большое влияние на бизнес структуры и то, как они организованы, также являются людьми с большой профессиональной подготовкой и опытом побед, что скорее говорит об их восприятии внутренней конкуренции, как необходимого элемента в организации деятельности рабочего персонала. Таким образом, можно обнаружить огромную разницу между тем, что говорят о лидерстве, какое оно должно быть, и то, в какой среде воспитываются лидеры, что имеет в реальности противоположные эффекты. Даже когда есть понимание, что самые важные навыки лидерства состоят в способности работать в команде, умножая усилия участников и создавая синергетические эффекты, мы видим, что действующие руководители вышли из среды, где доминирующей силой развития являлась конкуренция.
Применение принципов конкуренции
Необходимо понимать, в рамках отрасли и структуры своей организации, где стоит создавать конкурентную среду внутри организации, а где её необходимо избегать. Например, возможность конкурировать за дополнительное вознаграждение (бонус) может являться важным стимулом для некоторых сотрудников определённой сферы деятельности в организации, что может оживить рутинность их рабочей деятельности и повысить продуктивность. Основывать рабочую среду исключительно на конкурентных принципах может являться деструктивным для некоторых сфер деятельности, - например, где требуются интеллектуальные усилия и творческий подход.
Как и в какой плоскости сделать конкуренцию внутри организации мотивирующим фактором для достижения исключительных результатов по ключевым показателям деятельности и при этом не создать деструктивных социальных процессов внутри коллектива является искусством лидерства и эффективным менеджментом.
Читать о SC Внутренних Системах Управления >>
Автор статьи:
Эдуард Сёмин