Лидерство и конкурентная среда внутри организаций

С развитием рыночных отношений и обретением понимания сильных сторон феномена конкуренции, руководители бизнесов развивающихся экономик стали активно применять конкурентные принципы при создании рабочей среды внутри своих организаций.

Конкуренция является важным условием для создания мотивации, а также для отбора и вознаграждения сильнейших сотрудников. Практика взращивания конкуренции внутри организации часто заимствована из практик западных компаний. В американских корпорациях, например, большинство управленцев верят, что конкуренция в целом является основой экономического прогресса, а также создаёт благоприятные условия для развития персонала внутри компаний.

В западной цивилизации конкуренция является фундаментом не только экономического, но и социального развития. Использование конкуренции как основного драйвера развития является отражением культурного акцента на индивидуализме, который воспитывается с раннего возраста, а также философии Дарвина, называющей «выживание сильнейших» природным процессом.

Западная культура и бизнес мышление, которые вследствие копирования стали основой социума Украины, основаны на принципах конкурентной среды, где все блага получает сильнейший. Вера в конкуренцию, как основу человеческого развития, настолько укоренилась в восприятии реальности, что автоматически служит фундаментом для формирования принципов организации общества и управления поведением людей. Как следствие, в бизнес среде управленцы разными способами прибегают к созданию конкурентных условий, где «выиграть» может только один сотрудник, группа или подразделение. Но является ли конкуренция всегда продуктивной, или в некоторых случаях конкуренция деструктивна?

Мифы и реальность внутренней конкуренции

Не смотря на то, что существует убеждение, что конкуренция «взращивает лучшее в нас», - успех не всегда определяется конкуренцией:

  1. В большинстве случаев успех организации определяет результатом коллективных усилий, который достигается благодаря противоположным конкуренции принципам.
  2. Достижение поставленных целей возможно без необходимости создания конкурентных условий.
  3. Во многих случаях сотрудники организации способны совершить экстра усилия, чтобы оправдать ожидания своего лидера, что также исключает необходимость наличия конкуренции.

В организациях, достижение доминации над другими в определённой конкурентной среде с установленными «правилами игры» может являться только упражнением, и не должно оцениваться как абсолютный успех. Конкуренция – это природная внешняя рыночная сила, но она не является таковой для внутренней организации компании. Уровень конкуренции между сотрудниками организации создаётся и регулируется менеджментом бизнеса – т.е. для внутренней среды бизнеса это искусственно создаваемая переменная сила. Догадываются сотрудники или нет – конкурентная среда внутри организации почти всегда является результатом задумки управленцев компании.

Причинами создания и поддержания конкурентной среды лидерами внутри организаций могут в основном являются: контроль, воспитание, вид деятельности и образование. Контроль: наличие конкуренции среди сотрудников организации может предоставлять возможность управленцам получать необходимую и полную информацию о деятельности сотрудников или их бездействия – в основном используется в менеджменте, основанном на страхе различных дисциплинарных наказаний. Воспитание: практикующий лидер рос и воспитывался в среде ценностей индивидуализма и достижения доминации над другими. Вид деятельности: наличие конкуренции является основным мотивационным фактором, где участники целенаправленно выбирают участие в такой деятельности. Образование: амбиции и лидерские способности были развиты через выигрыши в конкурсах и соревнованиях на разных этапах своей жизни, начиная со школьной скамьи и заканчивая победой в конкурсе на должность в компании.

Традиционная модель лидерства основана на конкурентной динамике, которая выделяет победителей соревнований, где выигрывает только один, а остальные становятся «лузерами». Во многих бизнес структурах продвижение по карьерной лестнице требует побед в постоянном соревновании со своими коллегами, и во многих случаях хороши практически любые средства: от хитрости до коварства, потому как качество и количество проделанной работы, а также её результаты в жизни далеко не всегда являются основанием для продвижения.

Большинство профессиональных управленцев в бизнес среде, которые имеют большое влияние на бизнес структуры и то, как они организованы, также являются людьми с большой профессиональной подготовкой и опытом побед, что скорее говорит об их восприятии внутренней конкуренции, как необходимого элемента в организации деятельности рабочего персонала. Таким образом, можно обнаружить огромную разницу между тем, что говорят о лидерстве, какое оно должно быть, и то, в какой среде воспитываются лидеры, что имеет в реальности противоположные эффекты. Даже когда есть понимание, что самые важные навыки лидерства состоят в способности работать в команде, умножая усилия участников и создавая синергетические эффекты, мы видим, что действующие руководители вышли из среды, где доминирующей силой развития являлась конкуренция.

Применение принципов конкуренции

Необходимо понимать, в рамках отрасли и структуры своей организации, где стоит создавать конкурентную среду внутри организации, а где её необходимо избегать. Например, возможность конкурировать за дополнительное вознаграждение (бонус) может являться важным стимулом для некоторых сотрудников определённой сферы деятельности в организации, что может оживить рутинность их рабочей деятельности и повысить продуктивность. Основывать рабочую среду исключительно на конкурентных принципах может являться деструктивным для некоторых сфер деятельности, - например, где требуются интеллектуальные усилия и творческий подход.

Как и в какой плоскости сделать конкуренцию внутри организации мотивирующим фактором для достижения исключительных результатов по ключевым показателям деятельности и при этом не создать деструктивных социальных процессов внутри коллектива является искусством лидерства и эффективным менеджментом.

Читать о SC Внутренних Системах Управления >>


Автор статьи:

Эдуард Сёмин