Обучающаяся организация (Learning Organization)

В своей книге «Пятая дисциплина» (1990) Питер Сенж излагает идею существования взаимосвязанных сил, влияющих на организационные изменения. Фокусом исследования является коллективная деятельность, направленная на создание ценности. Питер Сенж выражает свою мысль в том, что процесс обучения – это процесс изменения, а индивидуальные изменения невозможны до тех пор, пока это не коллективные изменения, вызванные совместным движением в сторону реализации общих целей. Таким образом, коллективы могут последовательно изменяться, потому как обучение является свойственным человеческой природе процессом.

Согласно Питеру Сенжу, «обучающимися организациями» называются те организации, в которых её участники постоянно расширяют свои созидательные возможности, в которых мотивируются революционные принципы мышления, в которых люди всегда являются частью процесса командного обучения. Топ менеджмент организаций должны обнаруживать организационные ограничения (сопротивления) и применять 5 дисциплин (практик), чтобы исправить их.




5 дисциплин (практик)

  1. Личный рост. Люди должны быть постоянно в процессе самосовершенствования
  2. Умственные модели. Стереотипы, стандартные предположения и привычное мышление, которые формируют наше представление о мире
  3. Разделяемое видение. Если людей объединяет подлинное понимаемое и разделяемое видение, то сотрудники организации стараются обучиться и отличиться не по причине обязательств, а по причине собственного желания
  4. Командное обучение. Люди начинают коллективно искать способы решения задач, выходя за рамки своих стандартных умственных моделей
  5. Системное мышление. Интегральная дисциплина, которая объединяет предыдущие 4 в единое тело теории и практики и является основой для обучающейся организации

Все 5 дисциплин необходимо использовать в едином процессе для того, чтобы расширить способность организации к созиданию. Обучающиеся организации – это те организации, которые могут выйти за рамки выживания. Питер Сенж утверждает, что одной из ключевых проблем о том, что пишут и о том, что уже сделано для менеджмента, является попытки применить упрощённые схемы управления к сложным организационным системам. Мы, как правило, сосредоточены больше на отдельных частях и не стараемся увидеть всю картину. Такое положение вещей формирует неспособность видеть организацию как единый динамический процесс. Поэтому лучшее понимание и оценка действующих организационных систем может привести к более продуктивным действиям.